adener

08.02
02:09

Пару слов о "Чёрном принце" - любовь, как известно, зла


Эта рецензия - чуть подправленный отзыв. Дело в том, что меня давно уже упрекают в том духе, что других с удовольствием критикуешь, а сам не подставляешься. Исправляюсь!Не так давно перечитывал - в который раз - роман целиком. Забавно припомнить, как изменились мои представления о романе. Первые чтения - интерес любознательного натуралиста в основном к сюжету: а может ли такое быть. Концовку вообще не заметил, рассуждения - считал и я - каждому своё. Прошло лет… страшно подумать. Читаю рецензии, отзывы… той же дорогой бредёте, о други. Но как практически любая хорошая вещь способна "расколоть" читателя - не перестаю удивляться и эта мысль не оставляет меня последнее время, особенно, после одного современного и свободного признания в нелюбви к Пушкину. Начнём с конца.Мердок точно уловила даже ту смешную особенность человеческого восприятия любви, которую афористично сформулировал сатирик: "для лошадей и влюблённых сено пахнет по-разному" (Е.Лец). Отсюда и отзывы на один из самых точных и глубоких романов о любви. Отсюда и разности описания разными персонажами-наблюдателями одной и той же любовной драмы: многие даже и не подозревали, что именно происходит у них перед глазами и были сильно поражены любовными претензиями Пирсона! Найдите себя среди них - вы, скорее всего, тоже удивились бы: это разве любовь? Но припомните хотя бы "Евгения Онегина", а именно то, как там пушкинский гений скуп на описание событий: первая встреча, вторая (после письма) - прогулка после проповеди ПОД РУКУ и всё!!! Остальную часть драмы никому и никогда больше не увидать, тем более не понять! И это любовь? А где же… Так же и у Мердок: глубочайшая драма разворачивается внутри - в сознании опытного и многознающего (и про любовь) и отдающего себе отчёт во всём писателя.Если раньше сюжет, то в этот раз при чтении меня поразили очень тонкие, точные и многочисленные (!) наблюдения писательницы о самой любви: о том как она зарождается, какие стадии проходит, как живёт, как умирает - настоящая энциклопедия, которая, увы, даётся не всякому, а только тому, кому был случай испытать хоть чего-нибудь близкое, подобное. Например, не бывает любви без ревности: если нет ревности - это не любовь, ревность возникает часто раньше осознания любви, помогает открыть её, - уверенно утверждает Мердок и её главный герой. А сколько вариантов развития любви описано здесь: и самая молодая и самая пожилая и мужские варианты и женские. Увы, без личного опыта открыть этот роман почти немыслимо. Трудное это дело - сочувствие к героям, а здесь - почти пушкинская "милость к падшим", понимание сложности ситуаций, в которые они попадают, часто, волею обстоятельств. Опытный Пирсон прекрасно отдаёт себе отчёт, в том состоянии, в котором он оказался СЛУЧАЙНО. Но это только с одной стороны. Есть и другая - он именно этого и хотел, когда полжизни только готовился написать свою главную книгу и именно личной трагедии ему и не хватало, чтобы начать ТВОРИТЬ по-настоящему. Прекрасное произведение. Браво, Мердок! Классика!


Оставить комментарий

Вы не зарегистрированы, решите арифметическую задачу на картинке,
введите ответ прописью
(обновить картинку).




Папки